Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия.

Нет друга, равного здоровью. Нет врага, равного болезни.
Индийская мудрость
Плоскостопием называется деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного (а иногда и обоих) сводов стопы.
Специалисты различают пять видов плоской стопы: врожденную, рахитическую, паралитическую, травматическую и статическую.
Врожденная плоская стопа встречается сравнительно редко (по Т.С. Зацепину, она составляет 11,5% других врожденных деформаций стопы). Причиной ее являются пороки развития зародыша, амниотические перетяжки, недоразвитие или отсутствие малоберцовой кости, а так же другие пороки развития. Врожденная плоская стопа чаще всего сочетается с одновременной вальгусной деформацией. Резко выраженные формы плосковальгусной стопы носят название врожденной наружной косолапости.
Рахитическое плоскостопие наблюдается у детей дошкольного возраста, страдающих рахитом; при этом часты и другие рахитические деформации. Плоскостопие при рахите является следствием мягкости кости и их пониженной сопротивляемости, а так же общего ослабления мышечно-связочного аппарата. Стопа становится податливой и под влиянием нагрузки собственного тела переходит из положения супинации в пронационное, передний отдел стопы отводится, а своды ее опускаются. Профилактика и лечение рахитического плоскостопия тесным образом связаны с профилактикой и лечением рахита.
Паралитическое плоскостопие возникает как следствие полиомиелита. Степень плоскостопия зависит от степени паралича и количества пораженных мышц. Плосковальгусная стопа образуется после полиомиелита, как правило, при параличе одной или обеих большеберцовых мышц при удовлетворительной функции всех остальных мышц голени.
Травматическое плоскостопие может образовываться в результате переломов различных костей предплюсны, но чаще всего — следствие неправильно сросшихся переломов лодыжек.
Статическое плоскостопие — самый распространенный вид плоскостопия. Основными причинами возникновения его являются слабость мышечного тонуса (у детей), чрезмерное утомление в связи с длительным пребыванием на ногах при определенных профессиях (у взрослых). Главной силой, поддерживающей свод стопы на нормальной высоте, являются мышцы — супинаторы — передняя и задняя большеберцовые мышцы, мышцы — флексоры, особенно длинный сгибатель большого пальца. Ослабление супинаторов ведет к опущению медиального края стопы, связочный аппарат при этом так же растягивается, а ладьевидная кость перемещается книзу и кнутри. Приобретённое плоскостопие нередко бывает и результатом избыточной массы тела, ношением чрезмерных тяжестей, использованием бесформенной, твёрдой обуви без каблука.
Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия

В быту мы часто сталкиваемся с пренебрежительным отношением к плоскостопию как заболеванию. Принято считать, что особой проблемы для здоровья в этом нет. Но при плоскостопии с возрастом у человека появляются боли в спине и голеностопных суставах во время ходьбы, при выполнении какой-либо физической работы, беге, резко возрастает утомляемость, и, как следствие, снижается работоспособность.
Клиническая картина продольного плоскостопия характеризуется появлениями боли и изменениями очертаний стоп. При слабовыраженном плоскостопии (1 степень) появляется утомляемость в ногах, болезненность при надавливании на стопы или середину подошвы. Походка теряет пластичность. К вечеру может появиться отечность на тыле стоп, симулирующая сердечную недостаточность. Для выраженного плоскостопия (2 степень) характерны более постоянные и сильные боли в стопах, в области лодыжек, в голенях. Походка значительно теряет эластичность и плавность. Продольный свод, сниженный без нагрузки, еще более снижается при нагрузке. Затрудняется подбор обуви.
При резко выраженном плоскостопии (3 степень) наблюдаются постоянные боли в стопах, голенях, часто в пояснице. Внешний продольный свод при нагрузке и без нее не определяется. Стопа принимает вальгусное положение и не поддается коррекции руками, пятка распластана, округлой формы, контуры ахиллова сухожилия сглажены, суставы стопы тугоподвижны, стопа и голеностопный сустав отечны. Ходьба затруднена, трудоспособность снижена. Ношение обуви массового производства невозможно.
Для раннего выявления и своевременного проведения ортопедических мероприятий у детей рекомендуется систематический визуальный профилактический осмотр сводов стоп. В случае необходимости специалисты проводят более тщательную диагностику стопы с определением силы мышц голени и стопы, а так же с применением электромиографии, рентгенографии, плантографии. Последний метод является самым простым и доступным при массовом обследовании детей.

Плантография — метод получения отпечатков стоп с помощью плантографа. Плантограф простейшей конструкции — деревянная рамка высотой 2 см и размером 40х40 см, сверху натянуто полотно и поверх него — полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается тушью. Под плантограф кладется лист чистой бумаги, ребенок встает на поверхность плантографа и на листе остается отпечаток стопы.

В плантограмме на отпечаток стопы наносятся две линии: первая линия МН соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком, вторая линия МК — середину пятки с серединой основания пальцевой фаланги 1 пальца
Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия
Для того чтобы проверить стопу в домашних условиях следует смочить стопы ног водой и встать на бумагу, которая легко впитывает воду. Проявившийся отпечаток нужно обвести карандашом и сравнить его с рисунком правильной стопы.

Исправлять плоскостопие всегда сложнее, чем предупредить, поэтому при организации и проведении гимнастических упражнений с детьми следует использовать и упражнения для профилактики плоскостопия.

Следует также помнить, что на поверхности стопы, как и тыльной стороне ладоней, находятся чувствительные зоны, активизация которых при различных двигательных упражнениях, массаже, растирании благотворно влияет не только на физиологию стопы, но и на общее состояние организма.

Можно использовать массажные коврики, сшитые из плотных натуральных тканей (фланель, драп, льняное полотно). На массажном коврике должны быть обозначены четыре зоны: две активные и две пассивные. Размер каждой зоны — больше размера стопы ребёнка в 1,5 раза. На активные зоны «негусто» нашиваются пуговички разных размеров и конфигураций. Лучше использовать пуговицы, изготовленные из натуральных материалов: кость, дерево.

Массажные коврики для ног

Во время учебных занятий, ноги ребёнка без обуви в носочках (в холодное время года следует использовать теплые носочки) находятся на массажном коврике. Конечно, можно использовать и специальные резиновые массажные коврики, продающиеся в магазине. Но они довольно холодные и изготовлены из синтетических материалов, поэтому их использование менее благоприятно для здоровья ребенка.


Активная профилактика плоскостопия.

К сожалению, летний период закончился, и походить голыми ножками по морскому песочку или свежей травке ваш малыш сможет, скорее всего, лишь следующим летом. Поэтому разберём те упражнения, которые удобно включать в общий комплекс гигиенической гимнастики в домашних условиях.
Для выполнения с ребёнком ежедневных профилактических упражнений, укрепляющих мышечно-связочный аппарат стопы и голени, много времени не потребуется. Нужно лишь осознание необходимости со стороны родителей и «согласие поиграть» со стороны ребёнка.
Оборудование потребуется следующее: массажные мячи — жёсткий маленький и мягкий (размером побольше), а так же массажный коврик и/или массажный валик. И гимнастический мяч диаметром 26 см.

Каждое упражнение повторяем по 8-10 раз, не спеша. Чтобы ребёнок хорошо понял задание, продемонстрируйте ему сами технику и темп выполнения упражнений. Это привлечёт внимание и будет похоже на игру. Проследите, чтобы малыш не испытывал никаких неудобств (сквозняк или душное помещение, слишком тёплая одежда, работающий рядом телевизор или неустойчивый стульчик, и т.п.).

Разминка

«Весёлые лапки». Исходное положение (И.п.) сидя, пятки на полу, носки тянем на себя. Попеременное движение стопами вверх/вниз.
«Построим мостик». (Для малышей это упражнение можно назвать «Построим домик для мышки»). И.п. то же. Пальчиками ноги коснуться пола, при этом средний отдел стопы касаться пола не должен. Вернуться в и.п.
«Гусеница». И.п. сидя, стопы прижаты к полу. Сгибая пальчики, плавно подтягиваем пятку. Стараемся стопу от пола не отрывать! Выполняется в медленном темпе.
«Лягушка» И.п. сидя. Перекаты с пятки на носок, с подтягиванием пяток вверх. Выполняется одновременно двумя стопами, в медленном темпе.
«Братья-близнецы» И.п. то же. Пятки на полу, носки приподняты. Максимально широко расставить пальчики, затем расслабить их. На правой стопе пальчики работают — на левой расслаблены, и наоборот.

Упражнения с жёстким массажным мячом.

№1. И.п. сидя. Прокат мяча подошвенной поверхностью — от пятки до носка, попеременно правой/левой стопами, очень мягко касаясь поверхности мяча. Частой ошибкой при выполнении данного упражнения является сильное надавливание на опору — надо запомнить, что это не полезно. Упражнение можно выполнять на массажном коврике или с массажным валиком.
№1(а). Одной стопой плавно, без нажима, перекатываем мяч через стопу другой ноги (по подъёму) туда/обратно.
№2. И.п. сидя на стуле. Внутренней поверхностью стоп, ближе к голеностопным суставам, зажат мяч. Опираясь пальцами о пол, поднимаем и опускаем пятки, удерживая мяч.
№3 И.п. сидя на полу. Обхватываем мяч с обеих сторон стопами, удерживаем 5-10 секунд, чередуем с расслаблением. Маленькие дети поначалу могут помогать себе ладошками.
№3(а). И.п. сидя на полу. Мяч между стопами. Разведение носков в стороны, пятки удерживают мяч.

Упражнения с мягким массажным мячом.

№4. И.п. сидя. Прокат мяча, выполняется одновременно двумя ногами, подошвенной поверхностью стопы — от пятки до пальчиков.
№5. И.п. то же. Стопы на мяче. Выполняем круговые вращения вправо/влево с лёгким надавливанием на мяч.
№6. И.п. то же. Пальчики на полу, своды стопы и пятки — на мяче. Пятками надавливаем на мяч. Можно поочерёдно каждой ногой или одновременно двумя. №6(а). Пятки на полу. Надавливаем на мяч подушечками пальцев. №6(б). Надавливаем на мяч подушечкой и основанием только большого пальца (одновременно правым и левым, и поочерёдно).

Упражнения с гимнастическим мячом Overdall (26 см).
№7. И.п. лёжа на спине, руки за головой. Ноги лежат голенями на мяче. Выполняем движения только стопами: тянем носочек на себя, поочерёдно каждой ногой.
№8. И.п. лёжа на спине. Стопы с опорой на мяч, ноги согнуты в коленях под углом 100-120′. В медленном темпе выполняем подъём/опускание таза. Балансируя, стопы удерживаем на мяче.
№9. «Часики». И.п. то же. Мяч между голеней. Одновременное движение ногами вправо/влево. Стопы держим вертикально. Темп выполнения — средний.

А теперь расслабимся и поиграем!
«Медуза». И.п. лёжа на животе, руки разведены в стороны. Ноги выпрямлены и разведены на ширину плеч. Сгибаем ноги в коленях и соединяем стопы подошвами друг к другу. Затем возвращаемся в и.п.
«Художник» (а). И.п. сидя. Пальчиками ног «рисуем» на ковре или на полу круги — большой, средний, поменьше, и самый маленький. «Художник» (б). И.п. сидя (на маленьком стульчике, или на ковре). Зажимаем пальчиками ног карандаш и пробуем рисовать простые фигуры: треугольник, круг и квадрат. Выполняется поочерёдно правой/левой ногами.
«Умелые пальчики». И.п. сидя. Имитация подгребания песка пальчиками ног, и отгребания (можно использовать безопасные мелкие предметы, фасоль, горох).
«Футбол» (потребуется участие мамы или папы). Ребёнок сидит на полу, ноги широко расставлены — это «ворота». Задача — не дать попасть мячу в ворота! Кто-то из родителей медленно(!) подкатывает лёгкий гимнастический мяч к «воротам». Ребёнок «отбивает» мяч стопами, без помощи рук. Попросите ребёнка работать поочерёдно правой/левой стопой.
Лучше занимайтесь и играйте под музыку! Хорошего вам настроения — и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

 

Комментирование запрещено