Когда нужно пойти к логопеду?
Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух. В связи с этим родители часто задают себе вопрос, когда нужно обращаться к логопеду? Как не пропустить возможные проблемы?
Если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом
1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение.
Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).
3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.
Занятия с логопедом, а порой и с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.
Необходимо обратиться к логопеду, если ребенок
— в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
— в 8-9 месяцев нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний),
— имеет трудности с сосанием или жеванием. (например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока),
— в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – срочно к логопеду,
— в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — срочно к логопеду,
— в 2 года использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова,
— в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний, не знает названий окружающих предметов и частей тела (не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения) Если не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
— к 3 годам имеет словарный запас менее 250 слов,
— к 3 годам не умеет строить фразу из пяти-восьми слов,
— к 3 годам не понимает прочитанные короткие рассказы и сказки,
— к 3 годам не произносит большинство звуков (более 10-15),
— к 4 годам словарь менее 1500 слов, не использует наречий, обозначающих пространственные и временные признаки,
— к 4,5 годам не произносит звуки: с, сь, з, зь, ль, л,
— в 4-5 лет смягчает все звуки («Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»),
— к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь,
— «картавит»,«шепелявит», «гнусавит» — срочно к логопеду в любом возрасте, т.к. искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда,
— пошел в школу, и у него проблемы с письмом (пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек) – после 2 учебной четверти срочно к логопеду,
— имеет диагноз ДЦП (детский церебральный паралич) – в любом возрасте,
— родился с расщелиной губы/неба – в любом возрасте,
— после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом — срочно не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия
Обратиться к логопеду следует, если у Вас
— нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте
— есть родственник, у которого произошел инсульт или черепно-мозговая травма и возникло нарушение речи. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.
«НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК» | ||
Улыбнуться. Пошлепать язык между губами: пя-пя-пя… Покусать кончик языка зубками. Движения чередовать. |
||
Упражнение расслабляющее, релаксационное; чередовать с трудными для ребенка упражнениями (а у каждого малыша свои трудности). | ||
«БЛИНЧИК» | ||
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. |
||
Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10. | ||
«ЗАБОРЧИК» | ||
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. | ||
Простое, но очень важное упражнение, особенно для детей с дизартрическим компонентом. Мышцы должны спокойно держаться до счета 10. Если губы сползают в исходное положение, подергиваются — пусть в начале ребенок придерживает указательными пальцами уголки рта. | ||
«ОКОШКО» | ||
Широко открыть рот — «жарко». Закрыть рот — «холодно». |
||
Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены — то Окошко и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно ,что делает его язычок. | ||
«ДУДОЧКА» | ||
С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе). | ||
Если есть трудности в выполнении — поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка. | ||
«ШАРИК» | ||
Надуть щеки. Сдуть щеки. | ||
Чтобы было интересней надувать Шарик и для профилактики звуков В, Ф -прикусить верхними зубами нижнюю губу -ффф — вот и надутый шарик — указательными пальцами как бы проткнуть щеки — вот и сдулся шарик. | ||
«СЛОНИК ПЬЕТ ВОДИЧКУ» |
||
Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая. | ||
Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду — пппффф и ладошку открыть над головой — слоник освежил себя водой. | ||
«ОРЕШКИ» | ||
Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики — «орешки». |
||
Хорошо укрепляется кончик языка, твердость которого важна при выполнении звука Л. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца. | ||
«ПАРОХОД ГУДИТ» | ||
Губы в улыбке. Открыть рот. С напряжением произнести долгое «ы…» |
||
Попросить ребенка во время произнесения звука выдвинуть нижнюю челюсть вперед. | ||
«ПОЙМАЕМ МЫШКУ» | ||
Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Произнести «а…» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). |
||
Основное упражнение для постановки звука Л. | ||
«ЧАСИКИ» | ||
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так. |
||
В некоторые упражнения вводите произвольность, просите ребенка следовать инструкции. Например, словесная: язычок влево-вправо, зрительная: следи внимательно за моим пальцем — куда палец, туда и язычок. Зрительная ОПОРА! | ||
«ЧИСТИМ ЗУБКИ» | ||
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы. |
||
Опять следуем за словесной инструкцией: язычок вверх-вниз или следим за пальцем, движение выполнять только тогда, когда поступила команда. | ||
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» | ||
Улыбнуться. Открыть рот. Широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. |
||
Если язык сужается — хорошо делать упражнение от Блинчика, если есть трудности в верхнем подъеме — намажьте верхнюю губу сладостью. Вкусно! | ||
«ИНДЮКИ БОЛТАЮТ» | ||
Губы в улыбке. Широким языком облизать верхнюю губу (в быстром темпе). |
||
При трудности в выполнении — делать от Вкусного варенья, потихоньку увеличивая темп. | ||
«ЧАШЕЧКА» | ||
Улыбнуться. Широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки. |
||
Основное упражнение на постановку шипящих звуков. Чтобы Чашечка получилась, лучше делать ее от Блинчика: язык должен быть расслабленным. Можно попросить малыша подуть на чай, ведь при произношении шипящих воздух идет теплый. | ||
«ЛОШАДКИ» | ||
Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Пощелкать языком (как щелкают лошадки). |
||
Лучше всего это упражнение получается по подражанию. | ||
«ГРИБОЧЕК» | ||
Улыбнуться, пощелкать языком (как лошадки), при щелканье присосать широкий язык к небу: это шляпка гриба, а уздечка под языком — ножка. | ||
Рекомендуется детям с короткой подъязычной уздечкой, до счета 10 держите ножку гриба, только потом «срывайте». Если упражнение не получается, скажите ребенку, что это похоже на очень медленную Лошадку. | ||
«ГАРМОШКА» | ||
Улыбнуться. Сделать «грибочек». Не отрывая языка открывать и закрывать рот, зубы не смыкать. |
||
Очень хорошо растягивается подъязычная уздечка. | ||
«МАЛЯР» | ||
Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка погладить, «покрасить» нёбо. |
||
Упражнение тренирует верхний подъем языка. | ||
«КАЧЕЛИ» | ||
Улыбнуться. Открыть рот. На счет 1 — кончик языка за верхние зубы. На счет 2 — кончик языка за нижние зубы. |
||
Следите, чтобы рот у ребенка не закрывался. | ||
«ПАРАШЮТИК» | ||
На кончик носа положить ватку. Широким языком в форме чашечки, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. |
||
Это упражнение вырабатывает сильную воздушную струю, которая необходима для шипящих и Р, РЬ. | ||
«БАРАБАНЩИК» | ||
Улыбнуться. Открыть рот. Кончиком языка постучать за верхними зубами «дэ-дэ-дэ». |
||
Основное упражнение для постановки Р, РЬ. Если рот закрывается, язык падает — примените механическую помощь: пусть ребенок зажмет палочку шириной 1 см зубами (для начала можно счетную палочку), язык «стучит» над палочкой. | ||
«ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА» | ||
Ватку (мячик) положить на широкий язык. Дуть на зажатый между губами язык (щеки не надувать). |
||
Если щеки надуваются — пусть ребенок придерживает их ладошками. | ||
«КИСКА СЕРДИТСЯ» | ||
Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. На счет 1 — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. |
||
Основное упражнение на постановку свистящих. Если язычок не держится за зубами — ребенок может придерживать его указательным пальцем. Если воздушная струя идет по всей плоскости языка — проложите дорожку с помощью зубочистки вдоль плоскости языка посередине. |