Жестокое обращение с детьми. Что это такое?
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами в возрасте от рождения до 18 лет) включая в себя любую форму обращения, допускаемого родителями, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Форма жестокого обращения с детьми.
Различают 4 основные формы физического обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка
- Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенка.
- Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.); повреждения внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастных случаев.
- Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослым; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; попытки самоубийства.
- Сексуальное насилие (или развращения) – это вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственными, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида ребенка, его заболеваний и травм: повреждение областей половых органов; заболевания, передающиеся половым путем; беременность.
Сексуальное насилие можно распознать по особенностям состояния и поведения ребенка: ночные кошмары, страхи; несвойственные характеру
сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка; проституция, беспорядочные половые связи.
- Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка, проявляющие в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.
Психологическое насилие можно заподозрить по следующим особенностям состояния и развития ребенка: задержка физического или умственного развития ребенка; нервный тик, энурез; постоянно печальный вид; различные соматические заболевания.
Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: беспокойство, тревожность, нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость.
- Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное равновесие и появляется угроза его здоровью или развитию.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно- гигиеническая запущенность;
отставание в физическом развитии; частые вяло-текущие заболевания; задержка речевого и моторного развития; постоянное чувство голода; кража пищи; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и чрезмерная импульсивность; антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию, отражается на его будущем.
Нормативно-правовая основа:
Международные акты:
- Декларация прав ребенка Организации Объединённых Наций от
20 ноября 1959 года;
- Конвенция о правах ребенка одобренная Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989 г. и вступившая в силу в СССР 15.09.1990 г.;8
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для
жизни детей» от 10 мая 2002 года.
Российские нормативные правовые акты:
- Уголовный кодекс РФ – ст. 125,110, 119, 111, 112, 115, 116, 117, 131,
132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127, 127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;
- Семейный кодекс РФ;
- Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 95-ФЗ «Об основах соци-
ального обслуживания населения Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных
данных»;
- Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечи-
тельстве» (24 апреля 2008);
- Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания
населения, в т.ч. ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание
населения». «Социальные услуги детям»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года
№ 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года».