Жестокое обращение с детьми. Методы выявления и предупреждения.

 

Жестокое обращение с детьми. Что это такое?

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами в возрасте от рождения до 18 лет) включая в себя любую форму обращения,  допускаемого родителями, попечителями (другими   членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Жестокость в отношении детей  формирует  людей  малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

 

Форма жестокого обращения с детьми.

Различают 4 основные формы физического обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка

 

  1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенка.
  • Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм: внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.); повреждения внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастных случаев.

 

  • Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослым; стремление скрыть причину травмы; плаксивость, отсутствие друзей; негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; попытки самоубийства.

 

  1. Сексуальное насилие (или развращения) – это вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственными, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих  особенностях внешнего вида ребенка, его заболеваний и травм: повреждение областей половых органов; заболевания, передающиеся половым путем; беременность.

Сексуальное насилие можно распознать по особенностям состояния и поведения ребенка: ночные кошмары, страхи; несвойственные характеру

сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; стремление полностью закрыть свое тело; депрессия, низкая самооценка; проституция, беспорядочные половые связи.

 

 

  1. Психологическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка, проявляющие в словесной форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Психологическое насилие можно заподозрить по следующим особенностям состояния и развития ребенка: задержка физического или умственного развития ребенка; нервный тик, энурез; постоянно печальный вид; различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием: беспокойство, тревожность, нарушение сна;  длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность; склонность к уединению, неумение общаться; плохая успеваемость.

 

  1. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное равновесие и появляется угроза его здоровью или развитию.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: утомленный, сонный вид; санитарно- гигиеническая запущенность;

отставание в физическом развитии; частые вяло-текущие заболевания; задержка речевого и моторного развития; постоянное чувство голода; кража пищи; низкая самооценка, низкая успеваемость; агрессивность и чрезмерная  импульсивность; антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

 

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию, отражается на его будущем.

 

 Нормативно-правовая основа:

 

Международные акты:

  • Декларация прав ребенка Организации Объединённых Наций от

20 ноября 1959 года;

  • Конвенция о правах ребенка одобренная Генеральной Ассамблеей

ООН 20.11.1989 г. и вступившая в силу в СССР 15.09.1990 г.;8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для

жизни детей» от 10 мая 2002 года.

Российские нормативные правовые акты:

  • Уголовный кодекс РФ – ст. 125,110, 119, 111, 112, 115, 116, 117, 131,

132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127, 127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;

  • Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 24.06.1999  г. № 120-ФЗ «Об основах

системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних»;

  • Федеральный закон от 24.07.1998  г. № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 95-ФЗ «Об основах соци-

ального обслуживания населения Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных

данных»;

  • Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечи-

тельстве» (24 апреля 2008);

  • Национальные стандарты РФ в сфере социального обслуживания

населения, в т.ч. ГОСТ Р 52888-2007 «Социальное обслуживание

населения». «Социальные услуги детям»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года

№ 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики

Российской Федерации на период до 2025 года».

 

Комментирование запрещено