Совет дефектолога.

Формирование пространственных ориентировок

у дошкольников с задержкой психического развития.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с задержкой психического развития к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия.

Практика работы показывает, что у детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в овладении пространственными представлениями. Эти дошкольники плохо ориентируются в схеме тела, испытывают затруднения при анализе структуры предмета, восприятии графических образов, понимании и воспроизведении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Поэтому, детям с задержкой психического развития необходимо своевременная коррекционная помощь по устранению недостатков пространственного ориентирования.

Пространственная ориентировка – это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов; кроме того, требуется определенный уровень развития аналитико-синтетического мышления. Умения слышать, видеть, осязать развиваются у дошкольников на базе той предметно-практической деятельности, которую они осуществляют повседневно.

Каждый ребенок, начиная с дошкольного возраста, должен уметь:

ориентироваться в схеме собственного тела; определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве; моделировать пространственное расположение предметов; определять направление, двигаться в заданном направлении и изменять его; ориентироваться на поле листа бумаги.

Специальное ознакомление дошкольников с задержкой психического развития с пространственным восприятием происходит на занятиях («Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Развитие фонематического восприятия», «Подготовка и обучение грамоте», «ФЭМП») и в режимных моментах. Дефектолог использует игры на закрепление и применение знаний о местоположении предметов, игрушек, изменении его в соответствии с прямой словесной инструкцией или инструкцией, включенной в содержание и правило игры. При этом по условиям игры ребенку самому необходимо обозначать и называть направление, местоположение предмета или явления.

В результате систематического обучения дети старшего возраста с ЗПР могут решать задачи, включенные в игру или задачу-поручение, уже не ориентируясь на наглядную основу, а лишь по словесной инструкции, по условиям игры. В играх «Найди игрушку», «Правильно пойдешь – клад найдешь» и в других, требующих ориентировки на местности, дети действуют в соответствии с условиями. Такие игры требуют точной пространственной ориентировки, умения пользоваться словом, определяющим направление движения.Дети любят «трудные загадки» и охотно их разгадывают, сами составляют «маршрут» игры, задания.

Ребятам очень нравится выполнять графические диктанты, определяющие «ходы по клеточкам», которые способствуют усвоению пространственных ориентировок. Дефектолог, не показывая рисунок предмета, диктует ход. Например, из исходной точки чертим линию на две клетки вправо, опустить линию на одну клетку вниз, провести одну клетку влево, затем одну клетку вниз и т.д. При правильном выполнении диктуемых направлений у детей должен получиться определенный рисунок, при ошибке рисунка не получится.

Такие графические диктанты способствуют воспитанию слуховой сосредоточенности, соответствия направления движения со словом, четкой ориентации в ограниченном пространстве, развитию способности к самопроверке по образцу и нахождению ошибки.

В формировании пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста дефектолог ставит задачи на быстроту, точность выполнения действия. Решая эти задачи, дети учатся ориентироваться и принимать правильное решение при движении на улице, при переходе улиц и площадей, при выполнении указаний на праздниках, физкультурных и музыкальных занятиях.

В процессе коррекционно-педагогической работы проводимой с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения дети овладевают пространственными ориентировками, точным словарем, умением применять знания о пространственных отношениях в деятельности, в повседневной жизни, что является условием успешного обучения в школе. С первых уроков к ученику предъявляются требования находить место в классе, следовать указанию учителя, видеть пространственное начертание букв, цифр, правильно использовать пространство листа тетради, уметь замечать расположение текста в учебной книге. Готовность к выполнению этих требований формируется в дошкольном возрасте.

Комментирование запрещено